Меню

+7 (495) 109-27-15
Перезвоните мне

Голландская традиция в русской керамике

Одним из главных событий, которое произошло в мире керамического искусства в 18 веке, считается полное исчезновение керамического декора с храмов царской России. Использующийся ранее изразец для отделки фасадов начинает использоваться только для внутренней отделки, причем уже не только церквей, но и купеческих домов, поместий дворянства. Постепенно снижается высота рельефа, позже он уже становиться и вовсе незаметным. Рисунок на поверхность керамической плитки стал наноситься кисточкой, а характерные для греческих традиций библейские сюжеты становятся неактуальными, уступая мирским темам. Наряду с ручным нанесением появился и специальный графический лубок, который был позаимствован в Голландии. На рубеже 19 и 20-ых практически вся керамическая плитка изготавливалась на фабриках, которые перенимали голландскую технологию. Именно поэтому данный период принято называет как голландская традиция в русской керамике.

Еще по указу Петра Первого русские купцы были обязаны покупать облицовочную керамическую плитку в городе Дельфте, что в Голландии. Приобреталась она не просто так – российским мастерам было велено освоить производство голландской плитки на фабриках, что и произошло через некоторое время. Крупнейшими центрами по изготовлению керамический плитки стали частные заводы Петергофский, Ново-Невский, Стрельнинский и Смольный. Изразец перестал быть единственным художественным творением, когда как керамическая плитка начала производиться ускоренными темпами и серийно. Лишь некоторые из мастеров старались сохранить исконно русские традиции в производстве керамической плитки.



 Говоря о дельфтской росписи, то можно сказать, что ей типичны тонкие линии рисунка на белой глазури. Такие изящные цвета и геометрические фигуры на керамической плитке не были свойственны отечественной традиции в изготовлении керамики. Поэтому нередко довольно скупые изображения начинали разбавляться цветными рисунками. В то время существовали и противники дельфтской живописи – это московские мастера, бывшие консервативно настроенные. Однако и они в скором времени отказались от использования керамической плитки в отделке фасадов храмов. И также они считали, что керамическая настенная плитка должна стать доступным отделочным материалом, но отнюдь не обычным. Сюжетная сторона и понимание цвета в керамической плитке остались традиционными, мало похожими на дельфтскую живопись. 

Во внутренней отделке изразцы использовались для отделки печей и помещений, внутренняя температура которых достаточно высокая. Тандем противопожарные двери и изразец может быть использован и в наши дни – данная керамическая плитка очень стойка к воздействию высоких температур, ровно как и сами двери. Правда дельфтская живопись, ровно как и другие новые направления для российской керамики были популярны лишь в Санкт-Петербурге и в Москве. В провинциях же являлась преобладающей архитектурная керамика. Однако изготовлением рельефной плитки к концу 18 века занимались лишь несколько мастеров.

В 19 веке произошло упрощение рисунка керамической плитки, вследствие чего началась продаваться грубая и достаточно простая керамическая плитка. Но ее производство стало довольно популярным занятием – в начале 20 века появились первые студии, которые начали исследовать материал изготовления и рисунок изразцов 15-17 веков по методу традиционной технологии. Одной из самых известных студий находилась под владением С.П. Дягилева, который работал совместно с Левитаном. Группа художников работала в «неорусском» стиле, основателем которого считается В.М.Васнецов. На керамической плитке были изображены русские святые, ангелы и традиционные для славянской мифологии существа. Известные сюжеты исполнялись и в духе модернизма, несшего в себе глубокую и причудливую авторскую идею. Керамическая плитка использовалась как в храмах, так и в поместьях вельмож.

Возврат к списку

Ваш товар добавлен в корзину
Наверх
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie